Художник Анатолий Лукаш, (Санкт-Петербург)

В зимнем Арт Шоу ’13 журнала Russian Art & Paris, которое будет публиковаться в двух частях – 1-го и 15-го Февраля, мы представляем нашим читателям ряд современных художников, чье творчество заслуживает самого серьезного внимания. В первой части Арт Шоу представлены четыре живописца: 
Петр Чеканцев, доцент кафедры живописи Московского Педагогического Университета, художник большого масштаба и творческого диапазона. Анатолий Лукаш, петербургский живописец, один из самых интересных мастеров современного пейзажного жанра. Владимир Парошин, известный и популярный московский художник, чье творчество сосредоточено в тематике городского пейзажа. Александр Павловец, великолепный днепропетровский живописец, успешно работающий в широком жанровом диапазоне. Все эти художники – зрелые мастера, находящиеся сегодня на вершине своей творческой и профессиональной карьеры.
.
.
*  *  *
В русской живописи совсем немного художников, чье творчество наполнено радостными интонациями. Еще меньше таких художников в жанре русского пейзажа, где отчетливо преобладает минорное звучание. В чем тут дело? В характере российской природы или в самонастроенности художника на одну и ту же гамму эмоций, на одну и ту же ноту? На этом традиционном фоне живопись Анатолия Лукаша – редкое и счастливое исключение. Широкий эмоциональный диапазон – от грустной элегии до жизнерадостного юмора, и все это в пленэрных композициях. Такое, согласитесь, встречается не часто. Пленэр предъявляет к художнику особые требования, в том числе и требования психологические. Эмпирический склад характера, уверенность в точности собственных ощущений – обязательные условия. В природе пленэра и этюдная стилистика холста, та импровизационная легкость, естественность изображения, которая так высоко ценится в искусстве. (Перед глазами встает длинный ряд художников, чьe творчество целиком построено на “сделанности“. Но стоит мысленно убрать эту сделанность и от произведений не остаётся ничего.)
•  Небольшой пейзаж, с непривычным для живописного произведения названием – “Лето – это маленькая жизнь“ (реминисценция песни Олега Митяева). В этом названии – легкая ирония южанина, хорошо знающего сезонный ритм жизни приморских городов. Их праздничная карнавальность мимолетна, большую часть года они безлюдны и пусты, но для тех, кто сейчас сидит на веранде, лето – это действительно целая жизнь. Импрессионизм этой живописной зарисовки очевиден, но не менее очевиден и её психологизм, – та комбинация качеств, которая превращает этюд с натуры в произведение искусства. Да, каждый художник видит мир по своему и с этим никто не спорит, но для настоящего искусства одного только индивидуального “видения“ недостаточно, нужно еще понимать на что смотреть. Сюжет в живописи это категория достаточно нейтральная – он может быть любым. Художники предпочитают более определенный термин – мотив, это, oбразно говоря, живописная мелодия возникающая из цвета, ритма, освещения, собственных эмоций и еще бог знает из чего. Придумать эту живописную мелодию невозможно, ее можно только увидеть и услышать. И попытаться выстроить на холсте. В пейзажной композиции “Лето – это маленькая жизнь“ художника Анатолия Лукаша, все это получилось.
•  Просматривая произведения художника, отмечая общие для них качества – светоносность, композиционную свежесть, легкость исполнения, следует обратить внимание на одну интересную деталь. Анатолий Лукаш использует слово “этюд“ в названиях многих произведений, которые по своим формальным признакам – размерам, сложности композиции, детализации, никак не относятся к этюдам, в классическом значении этого слова. Более того, все работы с таким названием можно отнести к числу самых удачных его произведений. Видимо, слово этюд, в этом случае, следует понимать как самостоятельную форму произведения с одной, ярко выраженной, интонацией. Эта особенность этюда – сконцентрированность на главном, всегда привлекала художников, но прямой конкуренции между картинной и этюдной формой до сих пор не возникало. Немногие рисковали использовать этюдную форму за пределами небольших, традиционных для этюда, размеров. Дальнейшее развитие этой живописной формы в работах А. Лукаша вызывает безусловный и очень серьезный интерес.
•  Одухотворенность и лиризм пейзажей Анатолия Лукаша, почти музыкальное их звучание – это наиболее заметные и, вероятно, основные черты его творчества. Подробный разговор об этом на страницах нашего журнала еще впереди.  ©
.
by Russian Art & Paris
.
.
.
.
.
.
  1. No trackbacks yet.

Leave a comment