Художник Виктор Егоров, (Санкт-Петербург)

В летнем Арт Шоу 2013 журнал “Russian Art & Paris” представляет нашим читателям четверых современных художников, необычайно разных по стилю и художественным приорететам. Это молодой и очень талантливый московский живописец – Aлла Полковниченко, только начинающая свою карьеру профессионального художникa. А также трое хорошо известных в мире изобразительного искусства мастеров – петербургский художник Виктор Егоров, живописец Александр Шевелев из Рыбинска и живописец Геннадий Улыбин из Севильи. Широкий диапазон творческих приемов и художественных решений, яркая оригинальность каждого из этих художников наверняка привлекут внимание всех кто следит за развитием современной живописи.

.

*  *  *
В бесконечных дискуссиях о судьбе пейзажаной живописи, постоянно, как рефрен, звучит философско-эстетическое обоснование самого существования этого жанра, его права на самостоятельную жизнь. Что именно вызывает столь настороженное к нему отношение? Только ли относительно короткая, в сравнении с другими жанрами, история или что-то еще? Может быть сложности возникающие как при создании, так и при прочтении художественного образа пейзажного характера, размытость и неопределенность самого этого понятия – “художественный образ в пейзаже“, лежат в основе этих сомнений. Давайте попробуем подойти к этому вопросу с позициии самого художника. Для чего художник обращается к этому жанру? В каких аспектах потенциал пейзажа кажется ему более значительным в сравнении с другими жанрами? Творчество одного из современных мастеров пейзажа, петербургского художника Виктора Егорова – вполне подходящий повод для подобного разговора.

Смысл пейзажа, как художественного произведения связан, в основном, с организацией пространства. Композиционно мотивированный сюжет, пространственный ритм, ракурс, все эти базовые компоненты пейзажа сосредоточены на решении единой задачи – создания пространственной структуры изображения. Эмоциональный строй, “мелодия“ самого произведения создается (или не создается) на стадии решения композиционных (структурных) задач. В живописи Виктора Егорова традиции классического пейзажа, с построением пространства на значительную глубину, мастерски реализованы в серии городских зимних сюжетов – “Царское село“, “Крюков канал“, “Никольский собор“. С классическими традициями произведения этого художника связывает и высокая степень обобщения темы (“Зимний сад“, “Осень в парке“) – образ дня, как образ времени года. Сложный ритм деревьев – в глубину и по горизонтали, в сочетании со сдержанным колоритом создают графически выразительный художественный oбраз-символ. Тем самым пейзаж начинает приобретать новые характеристики – портрет осени, портрет зимы. Эти “портретные” черты необычайно значимы. Пейзаж – понятие эстетическое. Пейзаж – это природный или городской ландшафт увиденный глазами человека. То есть пейзаж существует только в виде образа, обобщенного образа окружающего нас мира. В наиболее разработанных своих произведениях Виктор Егоров успешно создает пейзажный образ-портрет.

Очень интересны работы художника связанные с горизонтально развернутой композицией пейзажа (“Березы“, “Вид на дворец Петра III“). Спокойное, ясное ритмическое построение композиции создает метафору спокойного состояния мотива. Cтруктурное построение рождает мелодию. Также горизонтальный ритм, но более сложный и богатый, великолепно разработан в классически красивом пейзаже – “Китайский дворец“ (2-ая часть триптиха “Ораниенбаум”).  Отчетливое тяготение Виктора Егорова к большой художественной форме, символизация сюжета (в отличии от интимно-лирического повествования) – отличительные черты творчества этого мастера. В то же время, эти черты вступают в противоречие (в ряде произведений) с чрезмерной натурализацией объекта изображения, создавая стилистический диссонанс – явление, в целом, очень характерное для современного изобразительного искусства.

Развитие художника в своем творчестве – это всегда загадка. Загадка, в том числе, и для него самого. Особый интерес заключается в том, что развитие этой интриги происходит на глазах у зрителей – пассивных, но влиятельных участников любого художественного процесса. Творчество художника Виктора Егорова далеко от своего апогея. Как, в каком направлении будет происходить это развитие нам еще предстоит увидеть, но то, что уже создано, однозначно свидетельствует о явлении интересного и неординарного мастера. ©

by Russian Art & Paris

.

.

.

.

.

.

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

Advertisements
%d bloggers like this: