Фотограф Владимир Базан, (Париж)

Впервые Париж увидел фотографии Владимира Базана в 1987 году. Тогда Общество фотоискусства Литовской ССР, которое в те времена задавало тон в творческой жизни фотоискусства на всей территории СССР, показало во Дворце ЮНЕСКО в Париже большую выставку “Поколения”. В экспозиции были показаны произведения многих фотомастеров  СССР.  Среди них была и фотография “Игра в шашки”, автором которой был Владимир Базан – витебский журналист из газеты “Строитель”. По сюжету эта репортажная фотография на которой старик и девочка играют в шашки, случайно или нет, совпала с событиями назревавшими в кажущимся вечном Советском Союзе. Прошлое ещё помнило правила старой игры, но будущее, уже хорошо знало, какой ход будет победным…   В 2007 году в США на выставке “The Eroch Times First Grand Photography Competition” фотография “Игра в шашки” была удостоена медали “За выдающееся мастерство”.

Сегодня ему 60. Волей неволей вспоминается прожитое, что-то главное… Когда-то в 1989 году Владимир Базан со своим другом фотожурналистом Игорем Лейкиным создал первую в Белоруссии негосударственную газету “Витебский курьер”. Базан стал главным редактором. После августовского путча 1991 года Лейкин с семьёй уезжает из Витебска в США. Газета прожила до мая 2007 года. Государственная машина не могла терпеть не подконтрольное ему издание, и сделало всё, что бы этого издания, не стало…

Параллельно этим событиям у Владимира Базана существовала и другая жизнь – фотографическая… Участие в различных выставках, в том числе и персональные экспозиции. Литва (Каунас, 1987), Эстония (Таллинн, 1989), Латвия (Даугавпилс, 2001; Рига, 2007), Польша (Голенёв, 1998), Германия (Хамм, 1993; Нинбург, 1998; Гамбург, 2006), Норвегия  (Осло, 2005 ), Испания (Кордоба, 2006; 2007), Беларусь (Барановичи, Борисов, Слоним, Брест, Минск, Витебск), Франция (Париж, Мелуз). В декабре 1988 года Владимир Базан оказался в Армении, где создал уникальную серию фотографий о произошедшим там страшном землетрясении. Эта серия, позднее, была отмечена первой премией на фотовыставке в Германии.  Он создал три фотоальбома о Витебске и фотоальбом о Витебском музее художника Марка Шагала.

А сейчас, Париж! Вечная тема…  Наверное, можно только пытаться понять этот город, а потом делать это бесконечно. В любое время суток блуждать по его улицам и переулкам, вслушиваться в речь прохожих, вглядываться в их лица…  Эти, а может другие люди, станут зрителями, экзаменаторами его творчества, на сайтах, в книгах, на выставках. Поверят, поймут? Посмотрев, увидят ли портрет великого города? И опять всё сначала… Участь художника такова. Похоже на сумасшествие. “Ни дня без линии” говорил греческий художник Апеллес . “Ни дня без строчки” продолжил Юрий Олеша…  Ни дня без фотографии…   Парижа!

Елена Тарасова

.

.

.

.

.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: