Художник Ринат Шарафутдинов, (Магнитогорск)

Мастерская магнитогорского художника Рината Шарафутдинова находится в центре города. В ней светло и уютно, приятно пахнет краской. На полках – книги о любимых художниках. На антресоли – аккуратно сложенные холсты. В углу – небольшой диванчик и стол, на котором для гостей всегда стоит вазочка с орехами… Здесь всё располагает к работе вдумчивой и серьёзной, не терпящей суеты и беспорядка, как внешнего, так и внутреннего.
     Именно здесь, в небольшом уральском промышленном городке, расположенном на границе Азии и Европы, вдали от постороннего глаза и тишине рождается искусство Рината Шарафутдинова.  Примечательно утверждение Федерико Феллини о том, что ” настоящие гении могут выходить только из провинции, поскольку недостаток впечатлений детства заставляет людей целеустремлённых компенсировать его своей фантазией, и жадность восприятия приобретает гипертрофированные размеры” …
     Надеюсь, что читателям интернет-журнала «Russian Art & Paris» будет интересно познакомиться с творчеством художника из русской глубинки.  Новое  мироощущение, адекватное нашему времени, в котором территории различных культур, цивилизаций и религий являются общими для всего человечества, позволяет расширить горизонты художественного пространства. В этом пространстве каждый талантливый художник, обогащая собственные творческие возможности, может вдохнуть в старые традиции новую жизнь, новое содержание, соответствующее его внутреннему «я». Таким художником с неповторимым индивидуальным  почерком является и Ринат Шарафутдинов. 
.
Ринат закончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) отделение монументальной живописи. Первая его большая работа в этой области – роспись «Зачарованные охотники» в городской детской больнице. Затем последовали другие интересные заказы – мозаика «Движение» на фасаде Ледового дворца, роспись с рельефом «Лето» в школе им. И. Х. Ромазана, мозаика «Богатство земли уральской» в интерьере «Челиндбанка» и роспись «Театр» в интерьере ресторана «Наше всё». Но монументальное искусство в 90-е годы в масштабах страны теряет свою актуальность, и многие художники, в том числе и Ринат, переключают свой интерес в область станкового творчества.
     Кстати, в характере Рината, рождённого под знаком Скорпиона, прекрасно сбалансированы разум и эмоции. Этот баланс присутствует и в его творчестве. Рациональная чётко продуманная живописная система художника не просто «интеллектуальная игра». Это неустанный поиск гармонии, и цветовой, и пластической. На холстах им просчитывается всё:  выразительность линий, форм, целесообразность ритмических повторов, равновесие композиции, организация пространства цветом, тонкое взаимодействие всех элементов живописи, как единого и самостоятельного организма. И в каждом конкретном холсте ощущается присутствие искренней поэтической интонации. Это присутствие усиливает ощущение универсальности и монументальности его полотен. Так в работе «Вечер на лысой горе» старые горы, эти вековые свидетели истории сотворения земного ландшафта, оживают. Они поднимают свои широкие «спины» навстречу тёплым лучам солнца, а между их замшевыми склонами в небольшой деревеньке бурлит своя земная размеренная жизнь, подтверждая присутствие человека. Это соседство подобно встрече Мгновения с Вечностью.
     В таких его картинах как «Ягоднаяпора», «Деревенька», «Встреча», «Купальщицы», «Мой край» высокая линия горизонта позволяет охватить взором некую «территорию урги». Это идиллическое состояние не разрушается присутствием человека. Покосившийся деревенский забор, маленькие домики, скирда сена, одинокая лошадка – всё это только подтверждает разлитую в природе благодать. Звучащая в холстах музыка пространства и света наполняет полотна удивительной гармонией и радостью бытия, чувством единения человека и природы, чувством, которое навсегда утрачено в современном урбанистическом пространстве. Художник вновь и вновь открывает нам привлекательность и особую прелесть обыденного, то, что мы порой не замечаем в бешеном ритме современной жизни… Он акцентирует наше внимание на таких богом забытых островках счастья.
     Автору подвластна передача разнообразных эмоциональных состояний – от задумчивости и тихой грусти («Последний луч», «Светлая ночь», «Тишина») до откровенной чувственности и пластической экспрессии («Разговор», «Рыбаки»). Его работы притягивают не только поэтическим проникновением в суть изображаемого, но и таинством живописной техники, многообразием «драгоценных» оттенков (серебристых, золотых, бронзовых и т.п.),  фактурностью красочного слоя, загадочно мерцающей цветом и светом.
     В своих поисках художник не ограничивается отражением увиденного. Он преображает природные формы, относится к ним как к живой субстанции, сгустку материи и смело формирует, уподобляя форму знаку, сливая силуэты в единый объём, достигая в своих композициях особой пластической ясности («Двое», «Охотники», «Лесная дорога», «Ущелье» и др.). Творческое кредо художника заключается в отношении к художественной форме, как к постоянно меняющейся реальности.
     Есть в арсенале художника и совершенно неожиданная работа – «Рыжик». Портрет домашнего любимца вызывает искреннюю улыбку. Говорят, что всем существам рыжего цвета покровительствует бог Гелиос, наверное, поэтому обаяшка-кот, сидящий на крыше, столь обласкан солнцем. Солнечного света на холсте так много, что даже небо становится оранжевым, а облака розовыми. Возникает ощущение, что и сам кот излучает тепло. Это маленькое существо способно изменить пространство возле себя, сделать его добрее, сделать всех счастливее. Искусство Рината Шарафутдинова настроено именно на эту позитивную ноту.
 .
Марина Абрамова,
Главный хранитель Магнитогорской картинной галереи, искусствовед,
член Союза художников Российской Федерации.

12 июня 2012 г.

.

Ринат Шарафутдинов родился в 1959 году в г. Магнитогорске. 1975-1979 гг.- учеба в Свердловском художественном училище. B 1987 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), отделение монументально-декоративной живописи, мастерская профессора Орловского А.Л. Учился у доцента Волошко Ф.Ф. и профессора Гордыны С.М.  
Bступил в Союз художников России (секция монументального искусства) в 1993 году.
.
.
.
.
.
.
    • Irina M.
    • June 15th, 2012

    Удивительно изящная линия в стилизации персонажей и тонкая грамотная проработка формы вкупе с профессиональным исполнением в рисунке доставляют истинное эстетическое удовольствие для глаза, а в пейзаже радует лиричность, гармония цвета и объемов, выверенность композиции ,такая в Ваших работах звенящая тишина,умиротворенность, плавность,непреходящая красота природы и неназойливое присутствие человека,его тонкая связь с этим миром! Очень индивидуальное видение и стиль,спасибо Вам !

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: