Ринат Шарафутдинов. Выставка произведений художника.

В ПОИСКЕ ВЕЧНОЙ ГАРМОНИИ

«Произведение искусства – это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента»
Э. Золя

.

Художник Ринат Курмангалеевич Шарафутдинов – талантливый и неординар- ный мастер со своей художественной системой координат и особым методом видения, отражения и переживания, основанном на «умозрении в красках». На холстах им просчитывается всё до миллиметра: выразительность линий, форм, целесообразность ритмических повторов, равновесие композиции, организация пространства цветом, тонкое взаимодействие всех элементов живописи, как единого и самостоятельного организма. В его творческом активе широкий диапазон художественной палитры – живопись, графика и область монументально-декоративного искусства.

В живописи художник плодотворно работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, тематической картины. Расширяя границы традиционно камерных жанров, он соз- даетсвое особое картинное пространство, где цвет и форма выступают безусловной эстетической категорией, где раскрывается во всем многообразии образный мир художника. Характерная черта его живописного темперамента – миро- созерцательность. В суете современной жизни художник умеет внимательно всматриваться в детали окружающего мира. Выезжая на пленэр, он с удовольствием пишет этюды, которые несут в себе «печать повышенного возбуждения», и иногда,служат подготовительным материалом для создания серьезных, крупных по формату работ. Именно в них автор добивается интенсивности своих первых ощущений. Любуясь земной красотой, многообразием природных форм, он неспешно переносит впечатления на холст, наполняя живописное пространство философским отношением к жизни, пониманием её быстротечности, сиюминутности в сравнении с вечностью земного бытия.

Логика мастера основывается не только на строгом следовании художественным принципам, но и на включении в процесс создания картины творческого воображения. В его пейзажах абсолютно логично появление деревенских домиков, домашних животных, групп сельских тружеников, компании отдыхающих, женщин, купающихся в реке, художников с мольбертами («Вечер. Окрестности Верхнеуральска», 2012; «Теплая осень», 2013; «Вид на Свято-Николь- ский собор», 2015 и др.). Тонко выстроенная поэтическая интонация складывается из таких простых подробностей земной жизни и в этой повествовательности есть особая притягательность. Эти дополнения необходимы художнику для полной передачи гармонии бытия, как и тонкая цветовая тональность, настраивающая зрителей на определенные эмоции. Всё вместе усиливает ощущение универсальности и монументальности его полотен. Пасторальность многих сюжетных мотивов создает впечатление, что художник живет под другим небом,видит мир другими глазами и поэтому создает полотна удивительные по своей эмоциональной наполненности и красоте, в которых мечта о «потоке счастья жизни» превращается в живописную реальность.

Частое обращение мастера к пейзажу не случайно, ведь возможность самовыражения в этом жанре очень велика. В зависимости от эмоциональной доминанты меняется живописный язык, фактура красочного слоя – появляется открытый скульптурный мазок, аккумулирующий энергию движения, смелые динамичные ритмы, экспрессия локального цвета. Природные формы превращаются в выразительные объёмы земной материи и, буквально несколькими ударами кисти, создается эффект блеснувшего сквозь облака луча солнца, волнующейся от ветра листвы деревьев, игра света и тени («Облака», 2014; «Дождь за горой», 2015; «Радуга-дуга», 2016 и др.). В увиденный мотив или сюжет автор способен вдохнуть новое содержание, соответствующее его внутреннему «я». Секрет этого «нового» заключен в от- ношении к природной форме, как к постоянно меняющейся реальности, в стремлении к преображению увиденного собственным живописным чувством.

Особое место в творчестве художника занимает городской пейзаж, очень теплый и светлый по своей интонации. Это уголки старого города с архитектурой, сомасштабной человеку, где уютно и комфортно. В композициях есть обязательное развитие некой сюжетной линии – встреча влюбленных или ожидание встречи с букетом цветов, про- гулка с собакой («Провинция», 2006; «Магнитогорск. Старый двор», 2015; «Сирень цветет», 2015; «Город зимним вечером». 2015 и др.). В рамках жанра городского пейзажа есть работы, пространство которых подчиняется другим законам по- строения композиции. Автор концентрирует свое внимание на геометрии ритма цветовых контрастов и условности архитектурных форм: фактурные плоскости стен, светящиеся квадраты окон. Но и в этой структуре городской первоосновы есть обязательное присутствие человеческой фигуры, как своеобразной точки отсчета в понимании авторского замысла (Диптих: «Окраина», «Прогулка с собачкой». 2016).

Работа в области декоративной стилизации, поиска выразительной и лаконичной формы продолжается авто- ром в жанре натюрморта. Для достижения пластической ясности автор преобразовывает предметный мир, и превращает его в живописный организм, который подчиняясь цветовым и линейным ритмам композиции, продолжает жить по законам гармонии и красоты («Голубая комната», 2008; «Букет для балерины», 2015 и др.).

Еще одна грань дарования мастера – последовательность творческих поисков, которая хорошо видна в рисунках пастелью (ню, портрет). В них он чувствует полную свободу для проявления собственного метода пластической режиссуры. Объектом художественного эксперимента становятся женщины с самыми разными формами. Вдохновляясь этим многообразием, художник смело идет на преображение, трансформацию и гротеск, никогда не переступая тонкой грани художественности, сохраняя в своих рисунках очарование и индивидуальность («Отдых», 2014; «Сидящая с бусиной», 2014; «В розовом свете», 2015 и др.).

Наиболее ярко проявился его талант создателя сложных и интересных декоративных композиций в монументальном искусстве. Среди них – самая внушительная на Южном Урале по своим размерам мозаика «Движение» на фасаде Ледового дворца. В ней художнику удалось очень точно передать ритм и пластическую динамику. Она стала настоящим украшением города. Одна из последних его ра- бот – роспись «Театр» в интерьере ресторана «Наше всё». Это – многофигурная композиция в интерьере зрительного зала с костюмированными персонажами второй половины 19 века (более 160 портретов, среди которых известные в городе лица, в том числе и портрет самого автора).

При всей широте диапазона интересов, развитие творческих поисков мастера не лишено цельности и глуби- ны. Созданный во всем своем разнообразии уголок мироздания, «увиденный сквозь призму темперамента» художника, является по-настоящему эмоционально наполненным, отличается искренностью чувств и новых ощущений красоты окружающего мира.

Марина Абрамова,
Главный хранитель Магнитогорской картинной галереи, искусствовед,
член Союза художников Российской Федерации.

.

.

.

.

.

.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: